Топ-100

Метод Марии Монтессори - самостоятельная личность с пеленок

Многие родители уверены в гениальности и неординарности своих детей. Записывают своих чад в бесконечные кружки, секции, школы развития, порой не всегда учитывая желания ребенка, подобные ситуации иногда доходят до открытого конфликта. Основная причина в том, что не все взрослые принимают во внимание, что ребенок это личность. Основные принципы правильного и гармоничного развития личности выработала Мария Монтессори.
Методу более 100 лет, и он актуален до сих пор. Создаются специальные сады и группы в садах, где применяют принципы Монтессори, а также некоторые родители практикуют и в домашнем воспитании.


Оптимально начать воспитывать по данной системе с трех лет. Главная идея «Помоги мне сделать это самому!». Малыши сами стремятся к знаниям, это заложено природой. От родителей лишь требует помощь в освоении жизненных навыков, а не навязывание привычных штампов. Метод кнута и пряника также не подходит. Индивидуальность каждого непоседы не позволяет устраивать соревнованиясреди них, у каждого свой темп. Любое сравнение может травмировать ребенка, развить комплексы. Желание изучать, познавать мир бьет у них ключом, родитель лишь проводник. В игре малыш получает свой персональный жизненный опыт, набивает свои шишки. Торопливость взрослых, применение уже готовых, шаблонных решений может помешать развитию индивидуальности.


Позвольте ребенку выбрать свою схему действий, самостоятелььно организовать свое рабочее простарнство, свой темп и ритм выполнения заданий. 
Принципы системы :

  • создать развивающую среду для малыша;
  • полная самостоятельность ребенка;
  • взрослые помогают только по просьбе.

Конечно есть некие правила установленные взрослыми, которые ребенок должен соблюдать, делая все самостоятель, что может; вести себя тихо, чтобы не помешать другим. Когда игра закончена, илбо же хочется переключить, игрушки необходимо убрать на свои места, для активных подвижных игр, специально отведенное место. Не стоит брать чужие вещи, либо игрушки, котроые кто-то взял вперед. Так воспитываются личные границы и пространство. Соблюдать правила— это не принуждение, это создание стабильности в жизни малыша. Чувство уверенности и "взрослости" формируется при соблюдениии правил.

Развивающая среда и зоны

Сама по себе система и принципы разработанные Марией Монтессори конечно работать не будут. Для лучшего результата необходимо создать специальную развивающую среду, разделенную на зоны, каждая из которых выполняет свою функцию.

Прежде всего помещение: большое, хорошо освещенное (желательно большие окна для большего присутствия солнечного света), хорошая вентиляция, мебель должна быть адаптирована под рост малышей (особенно это касается садов и школ развития, где присутствуют дети разных возрастных групп). Предметы должны быть обыденными, привычными для детей: вазы, стеклянная посуда, книги, цветы и пр, для того чтобы дети могли их использовать в своем познании мира. Каждый предмет должен быть представлен в единственном экземпляре, для успешной работы. Детям необходимо учиться ценить выбор окружающих, их мнение, учиться ждать необходимую вещь или игрушку, пока ею занят другой человек.

Конечно безопасность превыше всего: материалы должны быть экологичными, края защищенными, чтобы малыш не смог нанести себе и окружающим травм и увечий по неосторожности. Цветовое решение должно быть нейтральным, спокойным. Обязательно должна быть доступна вода, как питьевая, так и для творчества: дети могут самостоятельно набирать воду для рисования, поливать цветы, мыть предметы и игрушки после использования.

Созданная среда должна быть разделена на зоны:

- математическая (формирует усидчивость, математические понятия, понимание фигур, форм, учит считать, цифры, здесь могут быть различные коробочки, кубики, мячи, цилиндры, математические планшеты (геоборды), счеты, абак, цепочки с бусинами, все должно быть выполнено из разных материалов, чтобы задействовать тактильные ощущения)



- практическая (формирует практические, жизненные навыки малыша, здесь могут быть бытовые предметы(лейка, цветы, фрукты, раковина и т.д.), большие доски, так называемые бизиборды, на которых закреплены всевозможные предметы: шнуровки, липучки, розетки, выключатели, телефоны, шестеренки, замки, молнии и т.д., здесь ребенок научиться подметать и мыть пол, поливать цветы, чистить обувь, вытирать пыль)


- сенсорная (формирует и развивает все органы чувств, здесь предметы разных форм, цветов, разного веса и изготовлены из разных материалов, имеют отличающийся запах и температуру, здесь могут быть звуковые игрушки, музыкальные инструменты, геометрические фигуры, баночки с разными запахами, емкости с разным наполнением (песок, мука, крупы и пр), лоскуты ткани)



- языковая (формирует речевые навыки и интеллектуальное развитие, дополняет сенсорную предметы и материалы дублируюся, планшеты с буквами из разных материалов, множество книжек с картинками, кубики с буквами, доска с мелом, прописи, кассы букв, слогов, музыкальная азбука



- космическая (формирует представление об окружающем мире. Здесь могут быть красочные энциклопедии, фигурки и фотографии животных, климатические зоны, календарь, глобус, звуковые карты звездного неба и карта мира)




- а также зона для отдыха и расслабления (зона чтобы малыш мог спокойно отдохнуть от образовательного процесса, выплеснуть накопившуюся энергию, поиграть в активные игры, попрыгать, побегать и т.д.)

Достоинства, недостатки системы Монтессори

Достоинством метода является саморазвитие и самообучение ребенка, формируется самостоятельность в принятии решений, ответственность за свои действия.

У всех методов есть недостатки, здесь тоже без них не обошлось: отсутствуют ролевые и командные игры, направленные на адаптацию ребенка в социуме, что особенно важно для детей страдающих аутизмом или просто замкнутых и скромных, практически не уделяется внимания эмоциональному воспитанию и творчество, все озвученное влечет размытые понятия дисциплины, которые так важны в дальнейшем обучении в школе.

Современные образовательные центры, педагоги, родители часто используют данный метод в купе с другими, чтобы развитие ребенка было всесторонним и полным.